Пиротехническое искусство зародилось в нашей стране в XVIII веке. Потребовалось всего лишь десятилетие, чтобы российские пиротехники могли составить достойную конкуренцию своим европейским и азиатским коллегам, за плечами которых был гораздо больший практический опыт.
Появлению салютов в России страна обязана Петру I, который возвел зрелищные огненные представления в ранг общегосударственной задачи и поручил развитие пиротехники лучшим умам Академии наук. Российские фейерверки тех времен поражали даже путешественников из Европы, много повидавших на своем веку. Натаниэль Рэксоль, турист из Англии, писал: «В устройстве иллюминаций, как и фейерверков всевозможных родов, русские перещеголяли все европейские народы». И это совсем неудивительно – именно российские химики первыми обнаружили способ получения цветного пламени: лимонного, зеленого, фиолетового и др.
Свой вклад в развитие пиротехники внесли такие известные ученые, как И. П. Кулибин, М. В. Ломоносов, М. Ф. Юнаков, В. К. Тредиаковский и Я. Я. Штелин. Выдержки из отчетов о работе Академии наук красноречиво это подтверждают. «Ныне лаборатор Клементов под моим смотрением изыскивает по моему указанию, как бы сделать дли фейерверков верховые зеленые звездки», - писал М. В. Ломоносов в 1756 году.
Проведение фейерверков в петровскую эпоху было задачей особой бомбардирской роты Преображенского полка. Кстати, в этой же роте служил сам Петр I. Впрочем, без заграничных специалистов тоже не обошлось – к службе в бомбардирской роте привлекались мастера Н. Пино, Авраам Кинезбе, Яган Бус и Архибальд Крузе. Все они входили в артиллерийское ведомство, во главе которого стоял Яков Брюс – выходец из Шотландии и один из ближайших соратников Петра. Брюс организовал обучение российских солдат в Германии для того, чтобы сделать их настоящими мастерами пиротехники. Записи тех времен гласят, что на обучение отправили Ивана Алексеева, Ивана Овцына, Степана Буженинова, Василия Корчмина и Данила Новицкого. Фейерверками занимался даже Ефим Волков – главный придворный карлик царя.
Стоимость салютов и фейерверков во времена Петра была довольно высока, но он никогда не экономил на «огненных потехах». Фейерверки петровской эпохи были невероятно зрелищными и роскошными. Петр не только основал специальное «Ракетное заведение», но и изготавливал шутихи и ракеты своими руками. Юст Юль, датский вице-адмирал, бывший свидетелем новогоднего салюта 1710 года, оценил фейерверк очень высоко, особо отметив «огненные дожди, превращавшие ночь в день» и «красивые голубые и зеленые огни, изобретенные самим царем». Юст Юль присутствовал и на свадьбе герцога Курляндского и Анны Иоановны. Позже он писал, что праздничный фейерверк был устроен самим царем, который объяснял публике смысл каждой огненной фигуры, появлявшейся в ночном небе.
В России времен Петра I фейерверки устраивались лишь в Петербурге и Москве. Высокая стоимость «огненных забав» делала их доступными только для правителя страны и богатых сановников. Место проведения каждого салюта выбиралось с особой тщательностью. Оно должно было отвечать нескольким критериям:
Самыми популярными местами для салютов в Москве были Царицын луг и Красная площадь.
Сооружения на Царицыном лугу идеально подходили для «огненных потех». Готовясь к празднованию Нового 1704 года, Василий Корчмин, сержант-бомбардир и создатель фейерверков, писал Петру I: « …театрум на Царицыне лугу взрублен немного не весь… По сторонам с Орла два фонаря, на краях фигуры две, фитильная и свечная... Нептунуса пустим на воду...». К письму был приложен чертеж «театрума» - интересно, что его устройство аналогично изображенному на гравюре Шхонебека «Фейерверк в Москве 1 января 1704 года».
Когда фейерверки устраивали на Красной площади, зрители находились на Васильевском спуске, а сам запуск происходил с другого берега Москвы-реки или с плотов. Смотровой площадкой для императора и особо важных персон служила Кремлевская стена. К празднованию 1702 года около Кремля были построены «хоромы с огромными стеклянными окнами», как описывал художник из Голландии К. Бруин. «Хоромы» предназначались для самого государя, придворных и гостей из-за границы. Встречаются и другие описания этого сооружения – его называли также «триумфальными светлицами» и «сенями для банкета». Сначала гости находились в «хоромах», а затем выходили на улицу любоваться фейерверком.
В Петербурге тех времен не было таких возможностей для устройства салютов. Лишь в период царствования Анны Иоановны на стрелке Васильевского острова появился подобный комплекс для фейерверков.
Петр I сделал огненные представления важным элементом народной культуры – таким образом, фейерверки из разового зрелищного мероприятия превратились в традицию.
Все началось с народных гуляний на Масленицу. Проводы зимы всегда сопровождались поклонением огню, а теперь к нему добавился еще и яркий салют. Петр I начал знакомить народ с фейерверками именно с масленичных гуляний.
Традиция запускать фейерверки в Новый год, дошедшая до наших дней – тоже «дело рук» Петра. Он издал указ о праздновании Нового года 1 января (по юлианскому календарю). Согласно царскому указу, отмечать Новый год нужно было 7 дней (до наступления Рождества). Предписывалось, что дома должны быть украшены праздничной иллюминацией, ветвями можжевельника и ели, а ночное небо – сиять фейерверками.
Торжественные мероприятия дома Романовых сопровождались самыми впечатляющими салютами. Свадьбы, Дни рождения, дни коронации... Коронация Екатерины I в 1724 году сопровождалась таким грандиозным фейерверком, что все последующие дни коронаций были немыслимы без огненных представлений.
Совсем скоро фейерверки стали массовым явлением, а их изготовление и запуск из тонкого искусства превратились в обычное ремесло. Китай, Индия и Европа превзошли Россию в пиротехническом деле, а русские фейерверки стали простым массовым развлечением.