Современная пиротехническая петарда кажется простой и едва ли не примитивной. Но изготовление их в прошлом требовало немалого опыта и навыков. Основная проблема, с которой приходится сталкиваться изготовителям и разработчикам петарды, - как можно большая детонация при минимальном размере заряда. И в прошлом, и сегодня это достигается уплотнением заряда. Современное оборудование и материалы позволяют этого добиваться практически без значительных усилий, но в прежние времена приходилось из пороха готовить специальные смеси для заполнения петард, смешивая его со спиртом.
Для спуска петард используется запал, и в большинстве случаев срабатывание этих объектов проводится «линейно» (беглый огонь) или в хаотичном порядке с использование зарядов разного калибра (батальный огонь или перестрелка). Для множественного спуска применяются специальные пусковые устройства, снабжаемые довольно длинными запалами, чтобы при пуске можно было отойти на безопасное расстояние.
Различают небольшие петарды (ружейные) и крупные объекты (пушечные), которые запускают на некоторою высоту выстреливая из специальных оснований. При срабатывании пиротехники основания имеют сильную отдачу, поэтому их необходимо надежно фиксировать.
Марсов огонь или канонада организуется использованием батарей петард, срабатывающих через некоторое время сериями. Паузы создаются горением запалов, рассчитываемых по времени. Таким же образом создается «бомбардировка», но поочередно срабатывающие объекты располагаются на значительном расстоянии друг от друга и запускаются не одновременно.
Ранее все эти эффекты применялись при организации спектаклей, а сегодня их с успехом заменяет звуковое сопровождение в записи. Впрочем, для некоторых случаев и сегодня применяется пиротехника, хотя принцип пуска ее существенно изменился.