В стародавние времена простые китайские крестьяне отпугивали злых духов, бросая в костер стебли молодого бамбука. Сок, который содержится в древесине, испарялся, и палка горела с резким треском. Жители деревень считали, что такой громкий звук мог напугать кого угодно, не говоря уж о злых духах. Судя по всему, именно с этого обычая началось пристрастие китайцев к шумным огненным действам.
До сих пор точно не известно, кто и каким образом изобрел порох — основу всей пиротехники. С открытием пороха связано множество легенд. Согласно одной из них, какой-то старинный повар смешал древесный уголь, серу и селитру, чтобы придать блюду необычный вкус. Смесь прекрасно горела, дымила и искрила. Однако о вкусе получившегося кушанья история умалчивает.
Есть и более правдоподобная версия, связанная с даосскими монахами. Они долго и упорно искали секрет вечной жизни, смешивая самые разные вещества в различных пропорциях. В ходе эксперимента им удалось получить черный порошок — он не дарил бессмертие, зато делал жизнь веселее. Если этим порошком набивали бамбуковую палку, она взрывалась с яркой вспышкой и громким треском — такое не могло оставить равнодушным ни одного китайца.
Император Ю-Сун, который правил в Китае в IX веке, узнал о новом интересном изобретении и пожелал использовать его на празднестве в честь годовщины своего правления. Бамбуковые палки, начиненные порохом, бросал в костер сам император, заявляя: «Пусть ночь превратится в день!» Это было первое мероприятие, где применялся фейерверк. Жители Китая пришли в полный восторг от такого развлечения. Пороховые забавы стали использоваться на всех праздниках — Пекин запылал и загромыхал. Император даже был вынужден объявить фейерверки религиозным обычаем, а их производство и использование — монополией государства. Решение императора было очень мудрым. Во-первых, он сумел защитить город от пожаров, а жителей — от травм и смертей, а во-вторых, над развитием пиротехники теперь работали монахи, что финансировалось из казны государства.
В XII веке пиротехническая индустрия Китая достигла своего расцвета. Фейерверки, которые уже стали цветными, сопровождали все серьезные праздники и стали настоящим символом веселья. Китайцы искренне верили, что огненные всполохи и громкий шум способны напугать злых духов и привлечь богатство. Таким образом, фейерверки прочно вошли в культуру Китая и стали «визитной карточкой» страны.
Китайцы также первыми поняли, что порох можно использовать не только в целях развлечения. До создания огнестрельного оружия было еще далеко, и воевали стрелами и мечами, но порох все-таки применялся на поле боя. К примеру, громкие хлопки взрывающихся шаров вносили панику в ряды противника. Изготавливали также «пищали» со стволом из бамбука — трубку наполняли порохом и запечатывали один конец. Затем снаряд поджигали, и он летел по непонятной траектории с огнем и треском. «Пищали» не обладали мощным поражающим действием, зато пугали лошадей и сеяли разлад во вражеских войсках. Если бы создатели этого оружия оснастили его стабилизатором, получился бы прообраз современной ракеты. Кстати, корейцы первыми создали эффективное оружие с подобным принципом действия — оно называлось «хвачха». Китайцы же тратили все силы на совершенствование развлекательных салютов, которые становились все более и более красочными.
Рецептура пороха хранилась в строжайшем секрете — чужеземцам, увидевшим фейерверки, оставалось лишь гадать, за счет чего достигается такое великолепие. Согласно легенде, Марко Поло умудрился вывезти порох контрабандой из Китая в Европу. Таким образом, фейерверки пришли в Италию, где стали невероятно популярными, а потом появились и в других странах мира. Постепенно огненные представления стали обязательным элементом всех крупных торжеств.